Ещё совсем не давно, по историческим меркам каких-то лет 30 назад, мысль о покупке чистой питьевой воды, казалась абсурдной и нелепой, ведь воды было в избытке в водопроводном кране. Если вода не минеральная, газированная и лечебная, то за что тогда платить деньги, рассуждали советские люди и не понимали, что Вода это такой же природный, ценный и не возобновляемый ресурс, как та же нефть или газ. Когда в жаркой Африке, уже давно узнали цену воде, то у нас эта эпоха только приближается и если верить прогнозам учёных, ждать осталось не долго
Мало того, если верить специалистам Всемирной Организации Здравоохранения, то потребность Казахстана в питьевой минерализованной и деминерализованной воде, составляет порядка 3 мрлд литров в год. И как бы в подтверждение этого, производство минеральной и питьевой воды в Казахстане, устойчиво растёт который год, правда едва дотягивая пока до 0.7 мрлд литров.
Десятки предприятий по всей Республике, выпускают более полусотни брендов и это, не считая импортных и каждый из них должен объяснить Покупателю, чем их Н2О, лучше множества остальных. Задачка нетривиальная, ведь чистая вода не имеет ни вкуса ни запаха и тем не менее надо как то донести до Покупателя свою «изюминку». И ради этого, Производители денег не жалеют
Сообщает агентство Mediainsider, специализирующееся на продвижении товаров FMCG. Совокупные Рекламные бюджеты отросли, удваиваются каждый год. Часть этого роста обеспечивают конечно лидеры, такие как вода Samal например
Но и ряды новичков постоянно пополняются. Притом последние, ввиду скромности своих рекламных бюджетов предпочитают больше Прессу и Наружную рекламу нежели ТВ.
Притом, чем меньше рекламный бюджет, тем популярнее становится Наружная Реклама.
Насколько такая стратегия боле успешна, можно оценить если посмотреть на результаты этих вложений. А именно Знание и Потребление Брендов
Если исключить «Алекс» и Tassay из анализа, ввиду их заслуженной годами популярности, то наличие в лидерах «ASU», Bon Aqua и «Боржоми» вполне логично. С разными успехом, эти бренды проложили себе дорогу к сердцам Потребителя. Дороже всего правда, за такую «любовь» пришлось заплатить Bon Aqua. Всего 3 пункта прироста при таких грандиозных бюджетах, можно считать дорогой победой. Зато «Асем Ай» «Туран» и Vita улучшили свои за сравнительно скромные рекламные бюджеты. Притом ТВ, в их коммуникациях не играл ключевой роли. Особняком стоит Есентуки, который медленно, но верно продвигается только за счёт Трейда и выкупа полок. Насколько успешна такая Стратегия продвижения-можно узнать из другого показателя, а именно –Потребление Брендов.
И вот здесь, лидерский пьедестал предстаёт перед нами, в несколько другом виде. Несмотря на относительно хорошее Знание «Боржоми», его Потребление не так успешно. Но в этой Метрике мы всегда должны помнить, что Потребление во многом зависит ещё и от цены Продукта, а не только от его Известности. А «Боржоми» бюджетным брендом никак не назовёшь. Тем более почётно его пятое место в рейтинге и рывок на пять пунктов в верх в 2019г. Если вспомнить динамику затрат на рекламу, то вероятно на достигнутом «Боржоми» не остановится, но удастся ли развить успех, покажет время.
Потребитель минеральной и питьевой воды.
А мы пока посмотрим на Портрет Целевой Аудитории потребителей Воды. Возможно там, кроются успехи и неудачи различных рекламных кампаний. Первое, что бросается в глаза, это лояльность к брендам.
Может кому то показатель в 11% «приверженности к одному бренду» покажется малым, но если сравнить его с аналогичным у напитков например, то мы увидим, что он в два раза выше. Как и основной- «приверженности к 2-3 определённым брендам».
Кто бы мог подумать. Обыкновенная вода имеет больше приверженцев чем напитки, изобилующие гаммой вкусов. Отчасти это может быть объяснено тем, что ключевым фактором выбора Потребителя является Качество, а не цена.
Что под этим подразумевает Покупатель, выходит за рамки нашего обзора, но если учесть, что выбор делается больше в пользу Минеральной воды
Можно предположить, что Упаковка, Состав и Вкус играют первостепенное значение нежели Цена и даже Бренд.