GRP.kz

Управление коммуникациями в медиасреде

Казахстанский рынок минеральной воды бьёт фонтаном

рост рынка воды казахстан

Ещё совсем не давно, по историческим меркам каких-то лет 30 назад, мысль о покупке чистой питьевой воды, казалась абсурдной и нелепой, ведь воды было в избытке в водопроводном кране. Если вода не минеральная, газированная и лечебная, то за что тогда платить деньги, рассуждали советские люди и не понимали, что Вода это такой же природный, ценный и не возобновляемый ресурс, как та же нефть или газ.  Когда  в жаркой Африке, уже давно узнали цену воде, то у нас эта эпоха только приближается и если верить прогнозам учёных, ждать осталось не долго

Динамика изменения поверхностных вод и водопотребления Казахстана
Прогноз Unesco

Мало того, если верить специалистам Всемирной Организации Здравоохранения, то потребность Казахстана в питьевой минерализованной и деминерализованной воде, составляет порядка 3 мрлд литров в год. И как бы в подтверждение этого, производство минеральной и питьевой воды в Казахстане, устойчиво растёт который год, правда едва дотягивая пока до 0.7 мрлд литров.

динамика производства минеральной и газированной воды в Казахстане
Под данным КС МНЭ РК

Десятки предприятий по всей Республике, выпускают более полусотни брендов и это, не считая импортных и каждый из них должен объяснить Покупателю, чем их Н2О, лучше множества остальных. Задачка нетривиальная, ведь чистая вода не имеет ни вкуса ни запаха и тем не менее надо как то донести до Покупателя свою «изюминку». И ради этого, Производители денег не жалеют

Объёмы инвестиций в рекламу минеральной и питьевой воды в Казахстане

Сообщает агентство Mediainsider, специализирующееся на продвижении товаров FMCG.  Совокупные Рекламные бюджеты отросли, удваиваются каждый год. Часть этого роста обеспечивают конечно лидеры, такие как вода Samal например

крупнейшие рекламодатели питьевой и минеральной воды казахстана

Но и ряды новичков постоянно пополняются. Притом последние, ввиду скромности своих рекламных бюджетов предпочитают больше Прессу и Наружную рекламу нежели ТВ.

распределение рекламодателей минеральной и питьевой воды по каналам коммуникаицй

Притом, чем меньше рекламный бюджет, тем популярнее становится Наружная Реклама.

распределение бюджета среди рекламодателей минеральной и питьевой воды казахстана

Насколько такая стратегия боле успешна, можно оценить если посмотреть на результаты этих вложений. А именно Знание и Потребление Брендов

знание брендов среди целевой аудитории минеральной и питьевой воды казахстан

Если исключить «Алекс» и Tassay из анализа, ввиду их заслуженной годами популярности, то наличие в лидерах «ASU», Bon Aqua и  «Боржоми» вполне логично. С разными успехом, эти бренды проложили себе дорогу к сердцам Потребителя. Дороже всего правда, за такую «любовь» пришлось заплатить Bon Aqua. Всего 3 пункта прироста при таких грандиозных бюджетах, можно считать дорогой победой. Зато «Асем Ай» «Туран» и Vita улучшили свои за сравнительно скромные рекламные бюджеты. Притом ТВ, в их коммуникациях не играл ключевой роли. Особняком стоит Есентуки, который медленно, но верно продвигается только за счёт Трейда и выкупа полок. Насколько успешна такая Стратегия продвижения-можно узнать из другого показателя, а именно –Потребление Брендов.

потребление марок минеральной и питьевой воды казахстан

И вот здесь, лидерский пьедестал предстаёт перед нами, в несколько другом виде. Несмотря на относительно хорошее Знание «Боржоми», его Потребление не так успешно. Но в этой Метрике мы всегда должны помнить, что Потребление во многом зависит ещё и от цены Продукта, а не только от его Известности. А «Боржоми» бюджетным брендом никак не назовёшь.  Тем более почётно его пятое место в рейтинге и рывок на пять пунктов в верх в 2019г. Если вспомнить динамику затрат на рекламу, то вероятно на достигнутом «Боржоми» не остановится, но удастся ли развить успех, покажет время.

Потребитель минеральной и питьевой воды.

А мы пока посмотрим на Портрет Целевой Аудитории потребителей Воды. Возможно там, кроются успехи и неудачи различных рекламных кампаний. Первое, что бросается в глаза, это лояльность к брендам.

частота потребления минеральной и питьевой воды казахстан

Может кому то показатель в 11% «приверженности к одному бренду» покажется малым, но если сравнить его с аналогичным у напитков например, то мы увидим, что он в два раза выше. Как и основной- «приверженности к 2-3 определённым брендам».

Кто бы мог подумать. Обыкновенная вода имеет больше приверженцев чем напитки, изобилующие гаммой вкусов. Отчасти это может быть объяснено тем, что ключевым фактором выбора Потребителя является Качество, а не цена.

ориентация на характеристику марок при покупке минеральной и питьевой воды казахстан

Что под этим подразумевает Покупатель, выходит за рамки нашего обзора, но если учесть, что выбор делается больше в пользу Минеральной воды

потребительские предпочтения потребителей минеральной и питьевой воды

Можно предположить, что Упаковка, Состав и Вкус играют первостепенное значение нежели Цена и даже Бренд.

Показать больше