
Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллекта, дополненная реальность и других.
Исследование показало довольно стремительное проникновение цифровых сервисов в ритейл, а также активный рост интереса к современным интерактивным решениям, что открывает большие перспективы для бизнеса.
Около половины опрошенных (46%) пробовали использовать хотя бы один из цифровых сервисов для покупателей, что говорит о стремительном развитии технологий. Интерактивные сервисы наиболее популярны среди молодых пользователей до 35 лет, среди которых использование достигает почти 60% по некоторым видам решений. Самая большая доля потребителей сталкивалась с интерактивными каталогами (33%) и виртуальной примеркой интерьерных товаров (26%).
| Использовали | % | Хотели бы использовать | % |
| Виртуальная примерка косметики | 14% | Виртуальная примерка косметики | 40% |
| Виртуальная примерка одежды | 16% | Виртуальная примерка одежды | 55% |
| Виртуальная примерка интерьерных товаров | 26% | Виртуальная примерка интерьерных товаров | 53% |
| Подбор товаров с помощью ИИ | 19% | Подбор товаров с помощью ИИ | 46% |
| Интерактивные каталоги | 33% | Интерактивные каталоги | 53% |
| Дополненная реальность | 21% | Дополненная реальность | 45% |
| Роботы-консультанты | 21% | Роботы-консультанты | 42% |
73% респондентов хотели бы попробовать хотя бы один вид интерактивных технологии в процессе покупок, что говорит о высоком интересе к прогрессивным решениям. Это показывает готовность аудитории адаптироваться к инновациям и искать новые способы совершения покупок. Две трети респондентов (66%) уверены, что их лояльность к бренду повысится, если он использует современные технологические новинки. Четверть (27%) опрошенных даже готова переплачивать за товар, если бренд предлагает персонализацию и удобные цифровые инструменты подбора. 73% из них готовы переплатить от 5 до 15%. Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MARCONSULT, прокомментировал: «Цифровые технологии делают процесс покупки более комфортным и интересным, способствуя повышению лояльности к брендам. Компании, успешно внедряющие новые инструменты и предоставляющие качественный клиентский опыт, смогут значительно укрепить свое положение на рынке и сформировать лояльное сообщество постоянных покупателей».
В среднем 85% пользователей признали удобство использования цифровых инструментов, что свидетельствует о высокой удовлетворенности опытом, облегчающим процесс выбора и покупки товаров. Самое большое количество негативных оценок (22%) собрала интерьерная примерка, меньше всего претензий к интерактивным каталогам и подбору товаров искусственным интеллектом (по 11%). Необходимо отметить важность дальнейшего совершенствования цифровых инструментов, повышения удобства и стабильности их работы, так как почти половина респондентов сталкивалась со сложностью интерфейса интерактивных решений (46%), треть отметила недостаток функционала (39%) и половина технические сбои (51%).
Дмитрий Шиманов дал рекомендации для ритейла по внедрению новых потребительских технологий: «Основа успеха лежит в глубоком понимании потребностей аудитории, ее ожиданий и готовности применять новаторские подходы к решению повседневных задач. Сочетание технологического прогресса и грамотного маркетинга обеспечит устойчивый рост и развитие бизнеса в условиях постоянно меняющегося потребительского поведения. Наиболее перспективным сегментом являются семейные женщины 25–34 лет с высоким уровнем дохода на семью, активно использующие визуальные сервисы. Для стимулирования использования цифровых технологий необходимы офлайн-помощники и бесплатное обучение работе новым технологиям. Компании, внедряющие «цифровых ассистентов», не заменяющих, а дополняющих персонал, увеличат конверсию на 15-25% в перспективе двух-трех лет».
Прогноз роста рынка потребительских технологий в ритейле от Дмитрия Шиманова:
«В перспективе двух-трех лет развитие потребительских технологий в ритейле приведет к значительному увеличению доли решений на основе дополненной реальности в сегменте мебели и одежды в крупных городах на 35-40%, а также к росту использования рекомендательных технологий с искусственным интеллектом в продуктовых сетях на 20-25%. Технологический разрыв между различными поколениями потребителей и людей с разными уровнями доходов станет еще заметнее, учитывая, что цифровые решения могут потребовать значительных затрат на обновление смартфона и на платные подписки на интерактивные сервисы».
* В опросе приняли участие 600 респондентов, в возрасте 18-64 лет.. Опрос проведен в июле 2025 года.
Источник: www.advertology.ru






