GRP.kz

Управление коммуникациями в медиасреде

Крупнейший легальный онлайн-кинотеатр России ivi.ru открыл доступ для казахстанских рекламодателей

Первый казахстанский оператор онлайн-видеорекламы Videocom заключил партнерское соглашение с легальным онлайн-кинотеатром ivi.ru о размещении рекламы казахстанских производителей товаров и услуг.

ivi.ru«Мы гордимся достигнутыми договоренностями, ведь теперь наши рекламодатели смогут представлять свои торговые марки и бренды ценителям интересного и качественного онлайн-содержания – в кинотеатре ivi.ru представлены произведения ведущих российских и международных брендов: Warner Brothers, Paramount Pictures, Fox, Sony Pictures, NBC Universal, Disney, BBC, National Geographic, Мосфильм, Ленфильм, СТВ, Базелевс, Централ Партнершип, киностудия им. Горького и многих других», комментирует Виталий Савков, директор ТОО Videocom.

Онлайн-кинотеатр ivi.ru предоставляет возможность как платного просмотра фильмов и программ, так и бесплатного – за счет размещаемой рекламы. Возможность просмотра у пользователя появляется сразу с подключением к сети Интернет — на мобильных устройствах и Smart TV. ivi можно смотреть на смартфонах и планшетах под управлением Android, iOS, Windows Phone. Специальные приложения ivi.ru есть на Smart-телевизорах LG, Samsung, Philips, Toshiba, Panasoni, Sony, а также на приставках Xbox, Dune HD, Tivion и ряде других.

«Можно предположить, что в постдевальвационных условиях в Казахстане может вырасти доля зрителей бесплатного контента, что должно быть очень интересно казахстанским рекламодателям. За 6 лет нашего существования мы собрали зрительскую аудиторию в 28 млн пользователей в месяц, из которых 240 000 – казахстанские зрители, в среднем дающие около 2 140 000 просмотров. Это неплохой показатель и мы уверены, он будет стабильно расти», комментирует Антон Поспелов, руководитель отдела продаж ivi.ru. «Учитывая, что этот показатель был достигнут в условиях закрытого (частично открытого) контента на Казахстан, есть все основания верить, что популярность онлайн-кинотеатра ivi.ru взлетит, как только активная в сети Интернет часть казахстанцев узнает о полной доступности сервиса».

Очень интересно познакомиться с недавним интервью руководителя крупнейшего онлайн-кинотеатра, Олега Туманова «Секрету Фирмы», где он рассуждает о своем детище, пиратах и конкурентах.

Олег Туманов
Фотография: Егор Слизяк/«Секрет Фирмы»

— В 2014 году ivi.ru впервые за пять лет вышел на операционную прибыль. Российская экономика с тех пор только падала, как вы пережили 2015 год?

— В 2015-м наши доходы продолжали расти прежде всего за счёт платной модели. Она состоит из двух частей: транзакционная — когда человек покупает конкретный фильм, и подписка, когда покупает премиальный аккаунт на месяц за 399 рублей и смотрит кино без рекламы. Выручка от продажи фильмов и подписок выросла в три раза и сейчас приносит нам половину дохода, при этом платящая аудитория хоть и быстро растёт, но пока ещё составляет небольшой процент от общей аудитории сервиса. 2014 год стал вызовом для российской экономики, тогда наша платная модель начала расти быстрее рекламной.

Рекламная выручка растёт медленнее, это связано с общей экономической ситуацией в России — рекламный рынок рухнул, и доходы у всех замедлились. Мы сейчас закрываем год, по результатам рекламный доход вырастет примерно на 10%. Сегмент онлайн-видео для этого рынка — наверное, единственный, ещё показывающий рост. Но надо понимать, что до этого мы из года в год удваивали рекламные доходы и планировали расти такими же темпами. Если бы не кризис, мы бы росли на 80–90% только в рекламной части.

По совокупности рост выручки прошлого года составил около 40–45% относительно 2014-го.

— В 2010 году вы запускались как бесплатный кинотеатр, зарабатывали на рекламе. Вы тогда думали о том, что появится платная модель для пользователей?

— Пять лет назад мы думали, что рекламная модель будет единственной. Надо понимать, что мы стартовали в пиратском окружении, тогда люди вообще не понимали, как можно в России платить за контент.

Мы собирали большую библиотеку, чтобы привлечь аудиторию. Потом оказалось, что некоторые правообладатели вообще не дают лицензию на контент под рекламную модель. У них своя политика, связанная с тем, что люди должны платить за их продукт, это их принципиальная позиция. Когда мы заключили контракты с мейджорами в 2011 году, стали предлагать платную подписку и возможность посмотреть конкретный фильм за деньги. Добавили эти возможности в веб-версии, а потом на мобильных устройствах. Получилось не очень — пользователи не хотели покупать фильмы, 2012 год стал для нас годом разочарования.

Просвет появился в конце 2013-го, во многом благодаря развитию Smart TV. Люди захотели смотреть фильмы в хорошем качестве и стали больше покупать, тогда мы сосредоточились на платной модели. Многое пришлось изменить, но в результате в 2014 году мы выросли в семь раз в платной части, а в 2015-м — в три раза, в 2016-м тоже ожидаем рост.

— Что именно пришлось изменить?

— Опыт пользователя, которому предлагаешь купить контент, очень отличается от опыта, когда он должен смотреть видео бесплатно. Так что нам пришлось серьёзно переделать пользовательский интерфейс. Нужно было конвертировать пользователя в платящего, и мы, по сути, построили второй бизнес внутри первого. Всё это нужно было совместить в одном сервисе, это сама по себе непростая задача. Потребовалось детальное и многократное тестирование сервиса на разных технологических платформах, уточнение контентной стратегии, работы рекомендательного сервиса. Даже само позиционирование Ivi на рынке представляло существенный вызов, ведь мы были известны как бесплатный кинотеатр, а тут мы просим пользователя заплатить за контент. Мы волновались, что потеряем значительную аудиторию. Однако нам удалось сохранить неплатящую аудиторию и сформировать платящую.

Каждый рынок требует отдельного внимания, потому что мы покупаем права на показ фильмов в каждой конкретной стране. Чтобы выходить за пределы СНГ, нужно чётко всё просчитать. Сейчас сегмент онлайн-видео очень динамично развивается, существует большая конкуренция и глобальные игроки, нужно много инвестиций. Выход в каждую новую страну может обходиться в десятки миллионов рублей. Если мы говорим о голливудском контенте, то платить нужно, как правило, вперёд.

При этом на российском рынке сейчас свои вызовы, о них тоже приходится думать. Я каждую неделю задаю себе вопрос: «Правильной ли дорогой мы идём?» Каждый день смотрю, какие создаются угрозы и какие возможности появляются. Это самый динамичный сегмент, с которым мне приходилось сталкиваться за время своей работы. Только за последние несколько месяцев Google стал транслировать фильмы в Smart TV, китайский JD.com заявил, что хочет запустить онлайн-кинотеатр в России, запустился Netflix — постоянно происходит то, что заставляет чувствовать себя поджарым волком, который должен смотреть, чтобы на него никто не напал, и вместе с тем искать добычу.

Тенденция заключается в том, что все крупные компании сейчас пытаются зарабатывать в видеосегменте, тот же YouTube недавно запустил платную подписку YouTube Red. На Facebook два-три года назад видео практически не было, а сейчас каждый второй пост — это видео. В общем, нужно всё время держать руку на пульсе.

— В России много писали о приходе Netflix, при этом он фактически ничего не сделал — локализации нет, он просто открылся в 130 странах. Он существует уже 18 лет, почему ему сейчас вообще это понадобилось?

— Я бы сказал, что Netflix не вышел в Россию, а открыл сервис для русских, для продвинутых людей, большинство из которых и так о нём знали. В Netflix нет российского контента, подписка стоит дорого (от 8 до 12 евро), пока преимуществ перед локальными игроками не видно.

Я думаю, раньше они здесь не появились по той же причине, по какой мы раньше не выходили в СНГ. Netflix должен был доказать акционерам, что он доминирует на американском рынке. Там огромная индустрия платного ТВ, есть серьёзные конкуренты с Amazon Prime, Hulu Plus, а самое главное — мощная кабельная индустрия, так что рынок не был пустым и их модель ещё должна была себя оправдать.

Когда Netflix оторвался от конкурентов и закрепил своё лидерство, он начал выходить на другие рынки, прежде всего близкие к американским — в Великобританию и скандинавские страны, где высокое проникновение интернета и почти все жители говорят на английском. Потом протестировал сервис в европейских странах и Латинской Америке. А дальше уже открыл его во всём мире — купил глобальные права и запустился в 130 странах. Кстати, акции Netflix за два последних года выросли в семь раз, теперь ему нужно поддерживать этот рост.

В целом стратегия Netflix повторяет то, что уже сделал Apple с iTunes и Google с Google Play. Сервисы становятся глобальными. Я себя часто спрашиваю, что мы можем противопоставить таким игрокам. Пока у нас есть преимущества для российской аудитории, связанные с тем, что наш продукт локализован, у нас есть российский контент и лучшая цена за то же качество. Кроме того, у нас 85% бесплатного материала, так что человек может найти, что посмотреть, даже если не хочет ничего платить. Плюс на Netflix вы не найдёте того, что шло в кино последние два-три месяца, а у нас в коротком окне появляются практически все новинки кинопроката.

— Ваши конкуренты — это всё ещё пираты или скорее цивилизованные сервисы?

— Пока пираты. Я думаю, их доля российского видеосмотрения держится на уровне 75–80%.

— Если доля так велика, почему в России появилось так много онлайн-кинотеатров, как выживает этот бизнес на пиратском рынке?

— Сервисы запускаются, потому что рынок видео растёт быстрыми темпами, а пиратство всё-таки уменьшается. Вообще, пиратство — это болезнь общества, от которой нет одного лекарства. Нужно принимать комплекс мер: менять законодательство и следить за его реализацией. Менять политику правообладателей: если они не хотят давать контент легальным площадкам, люди будут искать его на пиратских сайтах. Некоторые правообладатели считают, что фильм должен появляться через полгода или год на легальных сайтах. Получается, что на пиратских ресурсах он появляется в день выхода в кинотеатрах, иногда даже до премьерного выхода, а на легальных — намного позже. Должна быть большая гибкость со стороны правообладателей.

Мне кажется, что за последние полтора года что-то позитивное происходит в этом направлении. Блокируются пиратские ресурсы, рекламодатели перестают там размещаться, правообладатели постепенно идут навстречу. После падения курса рубля мы пересмотрели контракты с мейджорами и добились хороших условий, потому что они понимают, что мы защищаем их интересы — делимся доходами и развиваем легальный сегмент рынка.

Кроме того, бороться с пиратством помогают технологии и более защищённые среды, которые мешают такому контенту процветать. Производители Smart TV — LG, Samsung и другие — просто не пускают пиратский контент на свои платформы. Эта технология помогла развивать платное смотрение — люди ленивы и не хотят совершать много действий: искать видео, скачивать на флешку, вставлять в телевизор, чтобы посмотреть в хорошем качестве. У нас со Smart TV уже идёт больше половины всех просмотров и большая часть выручки платной модели, хотя там менее 25% пользователей ivi.ru.

Фотография: Егор Слизяк/«Секрет Фирмы»
Фотография: Егор Слизяк/«Секрет Фирмы»

— Вы не будете договариваться с телеком-операторами о партнёрстве?

— Мы бы рады, потому что это самое естественное и полезное партнёрство, но российские операторы, к сожалению, неадекватно оценивают сегмент онлайн-видео с точки зрения его экономики. Они хотят долю в выручке, которую мы не можем предложить не из-за жадности, а из-за того, что бизнес-модель так устроена. Стоимость контента занимает существенную долю, доходящую по мейджорскому контенту до 70% доли в выручке. Но я думаю, в любом случае стоит ожидать какой-то консолидации активов. На российском рынке сейчас больше 15 онлайн-кинотеатров. В принципе консолидация и коррекция бизнес моделей уже идёт: «Газпром-Медиа» уже принадлежит четыре актива — ТНТ, Now.ru, RuTube и Zoomby. Стратегия видео ресурса Videomore, принадлежащего СТС Media, изменилась — сначала это был независимый агрегатор контента, а сейчас стал корневым каталогом телеканала СТС. Так или иначе, консолидация ещё будет происходить.

— Последний вопрос — сможет ли Smart TV в ближайшей перспективе победить обычные телеканалы?

— В России у телевидения очень сильные позиции. Большие средства идут на производство уникального и качественного контента, проникновение ТВ практически 100%, поэтому быстрой победы я здесь не вижу. Скорее пользователи будут постепенно привыкать к новому медиа в виде онлайн кинотеатров, они уже постепенно переходят в онлайн-кинотеатры. Этот процесс будет продолжаться не год и не два, а намного дольше. Потребуется время, пока телевизоры с технологией Smart TV завоюют большую долю рынка, — это процесс на пять-семь лет.

Полностью телевидение не исчезнет и по другой причине — оно покрывает важную модель потребления, когда пользователь не готов выбирать, что смотреть. Даже самый продвинутый человек в течение дня сталкивается с моментами, когда ему хочется, чтобы сервис делал выбор за него. Это то, что даёт традиционное ТВ: включай и смотри. Мы для этих целей запустили сервис Ivi TV на телевизорах LG и Samsung. Там каналы переключаются пультом управления — всё как в обычном ТВ. Плюс технология позволяет контролировать видеопоток, ставить на паузу, переключать на следующую единицу контента в канале или откладывать просмотр. Каналы создаются на основе его предыдущего видеосмотрения. Такая персонализация — основной тренд в медиа, она стала доступной только благодаря интернету.

ivi.ru – российская медиакомпания, развивающая онлайн-проекты с легальным профессиональным видеоконтентом. Компания основана в 2007 году Олегом Тумановым, занимающим сегодня должность главного управляющего директора. ivi.ru крупнейший в России по объему аудитории и видеотеки онлайн-кинотеатр, первый в Рунете сервис персональных музыкальных видеоканалов music.ivi, а также детский видеосервис deti.ivi.  По итогам 2014 года компания вошла в Топ 50 самых быстро развивающихся стартапов в Европе.

ТОО Videocom — оператор онлайн видеорекламы в Казахстане с 2011 года, осуществляет охват интернет аудитории смартфонов, планшетов, компьютеров и Smart TV на наиболее популярных среди казахстанцев площадках. Videocom является полномочным представителем YouTube в Казахстане и предоставляет услуги по включению создателей видеоконтента в MCN (Multichannel Network) для его успешного развития и монетизации.

LinkedIn / Facebook / Email / +7 727 243-47-90, +7 777 222 22 22 / Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Жандосова, д. 98, уг.ул. Навои, БЦ «Навои Тауэрс», оф.501

Показать больше