По прогнозу Dentsu Aegis Network Kazakhstan рекламный рынок Казахстана сократится на 17%
По данным Виктора Елисеева, управляющего директора Dentsu Aegis Network Kazakhstan, в 2015 году рекламный рынок Казахстана сократился в среднем на 11%.
«Согласно нашим последним оценкам, по итогам 2015 года мы наблюдаем сокращение отечественного рынка рекламы в медиа порядка 11 % в сравнении с объемами предыдущего года. Связано это с оптимизацией бюджетов крупных рекламодателей. Речь идет о компаниях FMCG-сектора, операторах сотовой связи, участниках рынка бытовой техники, ретейлерах – всех тех, у кого традиционно лидирующие затраты на рекламу», — заявил Елисеев.
По его словам, основные сокращения бюджетов пришлись на прессу -20% и наружную рекламу, где падение рынка составило 12%. При этом больше всего в 2015 году рекламы было размещено на телевидении, а меньше всего на радио.
«Традиционным лидером медиазатрат по итогам 2015 года остается телевидение – более 60% рекламных бюджетов. Вторую позицию занимает наружная реклама с долей рынка 17%. Расходы на рекламу в прессе и интернете практически сравнялись за счет инкрементального роста digital в Казахстане, 8 и 7,5 % соответственно. Замыкает рейтинг радио с долей 7%», — добавил он.
По его мнению, в 2016 году отрицательная динамика в рекламном рынке сохранится.
«Реакция рекламодателей на экономические вызовы предсказуема: большинство клиентов сокращают свои бюджеты пропорционально корректировке курса тенге, пересматривают сделки и стратегии. Уверен, что эффект от девальвации станет более чувствительным для индустрии в текущем году. Отрицательная динамика сохранится. Так, согласно нашим последним оценкам, рынок рекламы в медиа в 2016 году просядет на 16-17%»
Такое положение дел может вызвать закрытие рекламных агентств, считает собеседник.
«Вполне вероятно, что подобное может произойти с небольшими агентствами, в чьем портфеле совсем немного клиентов или же вообще один-два ключевых клиента из сферы МСБ. Доходы от сотрудничества с этими клиентами, в сущности, является условием существования данных агентств. Однако, крупных медиа групп это не коснется. Для них более вероятен сценарий оптимизации затрат», — добавил он.
Елисеев отметил, что сейчас рекламодатели находятся в условиях неопределенности. В результате более избирательного отношения компаний к статьям затрат в маркетинговых бюджетах, рекламный рынок Казахстана увеличивает долю интегрированных кампаний и нестандартных решений.
«В период кризиса 2007-2009 гг. на рекламном рынке была аналогичная ситуация и именно ее следствием стало формирование интереса коммерческих компаний к digital-инструментам, интегрированным проектам, усиления спроса на креативные услуги. Трендом последнего времени является переход от прямого размещения (к примеру, только на телевидении) к кроссмедийным интегрированным решениям (ТВ + Интернет). В таком случае охват аудитории добирается в Интернете за гораздо меньшие деньги, чем к примеру на телевидении», — заявил эксперт.
При этом, по его мнению, кризис и сужение рынка повлечет рост качества рекламы. В нынешний период отечественный рынок будет активно развиваться с профессиональной точки зрения, предлагая клиенту решения все более высокого качества,считает собеседник.+
«Кризис – это время предельно рационального распределения маркетинговых бюджетов рекламодателей. А еще это эффективный источник развития и период ужесточения конкурентной среды. В результате, именно в кризис происходит повышение квалификации и экспертизы отечественных специалистов, их общего профессионального уровня. В связи с этим можно прогнозировать сокращение привлечения дорогостоящих экспатов к реализации казахстанских проектов, рост доли уже успевших сформироваться локальных специалистов. Также будет появляться все больше нестандартных и недорогих решений, в результате продолжит свой активный рост доля digital-сегмента», — резюмировал Елисеев