На фоне раскуриваемого хайпа, о новомодном китайском вирусе, с информационного поля как-то незаметно вытиснулась тема о старом добром привычном нам Гриппе, именуемым научно ОРВИ. А ведь на носу весна и его новое пришествие, с очередной порцией миллионов заболеваний и тысяч осложнений. К сожалению лекарств пока не создано и всё, что может предложить нам официальная Медицина, так это Витамины и Имуномодуляторы/стимуляторы для поддержания организма в трудную минуту. Единственная проблема с этими препаратами в том, что доказанной 100% эффективностью из них никто не обладает и только народное признание, пришедшее из практического опыта, может нам хоть что-то подсказать.
Вот с народной любви мы и начнём разбор рынка Имуностимуляторов и Витаминов Казахстана.
На нашу радость, по мимо фармацевтов, за успехами продаж и потреблением следит всевидящее около компании TNS (KANTAR) c их ежегодным мониторингом Потребления и Лояльности населения к той или иной торговой марке.
И так, самый трудный выбор- это выбор Имуностимулятора, потому что именно относительно их использований, нет единства мнений у врачей. Посмотрим, как покупает их народ.
Результат ТОП 10 по Потреблению
Грамотный Маркетолог, может своевременно заметить, что показатель Потребления не может быть доказательством народного признания, ввиду того, что некоторые препараты выписывают врачи, а другие просто насаждаются Рекламой и будет прав. Именно для такого случая и проводятся исследования на Лояльность
А согласно ним, с народной любовью у Имуностимуляторов совсем не важно. Признанный любимец – Анаферон, в раскрутку которого за последние годы было вложено более 350 млн тенге, драматически упал в доверии, как только в 2019 году его перестали рекламировать. Кстати, та же ситуация и с Вифероном, рекламы которого не было замечено в последние 2 года.
Какой Вывод можно сделать из всего этого? Медицина права-эти препараты эффективны пока их рекламируют.
Ну а что же с Витаминами, которые объективно нам необходимы особенно в период эпидемий?
Посмотрим на те же самые метрики- Потребление и Лояльность
К слову сказать, Рынок Витаминов крайне конкурентный, более 80 брендов борются на нём за любовь Потребителя. Тем интересней смотрится ТОП 10, который практически никак не меняется на протяжении последних лет. Кроме Кальция Д3 и Алфавита там больше никто не рекламируется, так что те бренды, что мы видим это заслуженное признание Потребителя с очевидной доказуемостью. Особенно интересно смотрится тут, стремительный рост Рыбьего Жира. Мода на ЗОЖ и самообразование населения, начинает приносить вполне ощутимые плоды.
Хотя не всё так радужно на рынке Витаминов.
Во первых, рост цен на них самый заметный, среди всех прочих медицинских препаратов
Во вторых, тревожные вести приходят от северного соседа.
Аналитики РБК объясняют это в первую очередь снижением покупательской способности и ростом популярности он-лайн торговли. Последнее нам пока не грозит, но вот со свободными деньгами у населения действительно у нас не важно, так что снижение Потребления некоторых брендов, может быть обусловлено вполне объективными причинами. Сколько учатся в медицинском университете и как стать врачом.
В третьих, в случае дальнейшей девальвации тенге, нас может ждать дальнейшее подорожание, ведь основная масса лекарств в Казахстане это Импорт. Так за 9 месяцев 2019 г в Республику было импортировано медикаментов на 637.3 млн долларов (что на 2.8% меньше аналогичного периода 2018), а собственное производства только на 172 млн долларов, что составляет чуть более 20% всей ёмкости рынка. К слову уже тогда о Фармацевтическом Рынке Казахстана в целом. В денежном выражении он ужимается уже не первый год
Хотя в весовом выражении, всё не так печально.
Объяснений тому всего два.
Первое- это переключение Покупателя на более дешёвые аналоги-дженерики, а Второе – смена структуры Импортёров, где Россия начинает играть всё более заметную роль
Учитывая то, что Витамины в Казахстане на 99% составляет Импорт, то рост российской доли в его структуре, тоже вполне обоснован. Скорее по этой же причине и в пятёрке народных любимцев, сплошь российские продукты