СОБСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО УПАЛО НА 10%
С таким печальным заголовком выпустил energyprom.kz свой очередной аналитический релиз;
Цены на чай выросли по итогам 10 месяцев к аналогичному периоду годом ранее сразу на 10%
Чай и кофе по итогам января–октября текущего года подорожали к аналогичному периоду годом ранее на 7,1%. Кофе вырос в цене на 4,4%, чай — сразу на 10%.
Чёрный байховый чай в октябре текущего года стоил в среднем 3063,3 тг за кг — на 6,8% дороже, чем в октябре 2018-го.
Среди крупных городов и мегаполисов страны дороже всего любимый напиток казахстанцев обходился жителям Алматы, Караганды и Костаная.
Производство чая и кофе не радует любителей горячих напитков: за 10 месяцев объёмы выпуска составили всего 12,8 тыс. тонн, против 14,3 тыс. тонн в аналогичном периоде годом ранее (минус 10,1%).
Основной объём выпуска приходится на Алматы, где также отмечен спад: с 12,5 тыс. тонн в 2018-м до всего 11,3 тыс. тонн в январе–октябре текущего года (минус 9,4% за год).
Отечественные производители по итогам трёх кварталов перекрыли спрос на чай и кофе всего на 27,3%, против 29,6% годом ранее. Таким образом, импортёры удерживают почти три четверти рынка в секторе.
Потребление (реализация на внутреннем рынке) сократилось на 1,3% за год по итогам января–сентября 2019 года.
Импорт непосредственно чая вырос в натуральном выражении на 0,6% за год, до 21,5 тыс. тонн за три квартала текущего года. В денежном выражении, напротив, импорт сократился: минус 1,1%. Основные поставщики чая на казахстанский рынок — Кения, Индия и Россия.
Примечательно тут то, что рост цен на чай пропорционален падению его производства. Такая классическая эластичность не может не наталкивать на определённые выводы.
Ну например, что лояльность потребителя к брендам чая, может быть во многом зиждется у нас на цене.
Посмотрим на десятку лидеров, где отечественные бренды, выделены в таблице голубым цветом.
Бесспорно народные бренды Пиала и Ассам занимают там верхние строчки с большим отрывом от импортных конкурентов (выделены розовым), но если сравнить данные 2019- 20177 гг, то очевидно, что любовь к ним несколько охладела.
Что тут же отразилось и на их Потреблении.
Справедливости ради надо отметить, что подобная картина наблюдается и у некоторых импортных конкурентов, например Lipton и Greenfield, но очевидно, что их место с легкостью заняли другие, тогда как среди казахстанских брендов такой замены не нашлось.
Ну а как же Реклама? Поинтересуется бывалый маркетолог. Может быть мы теряем Потребителя не только из-за роста цен? И будет отчасти прав
Потому что за всех отечественных производителей, «отдувался» по большому счёту один только бренд- «Пиала», благодаря чему немного и улучшил свои позиции в Потреблении, ну а совокупный фактический спад Рекламы чая опять на те же 10% говорит нам о том, что при росте цен и сокращении Рекламы, трудно ждать от рынка какого то роста.
К слову стоит заметить, что не только в Казахстане падают объёмы реализации. RBK сообщает;
Объем рынка черного чая в России после восстановительного 2017 года вновь показывает отрицательные значения, так в натуральном выражении рынок чая сократился на 2%, по стоимостным показателям на 3%
Объем рынка черного чая в России после восстановительного 2017 года вновь показывает отрицательные значения, так в натуральном выражении рынок чая сократился на 2%, по стоимостным показателям объем рынка показал снижение на 3%.
Производство черного чая на рынке показывал положительную направленность в рамках 2016-2018 годах, в прошлом году прирост производства черного чая составил 3%, но данный момент не оказывает влияние на общее падение спроса на рынке чая. Отрицательная направленность фиксируется также и по показателям импортных поставок черного чая на рынок России. Объем импорта черного чая на рынок России в 2018 году не смог перешагнуть отметку в 150 тыс. тонн
Оценивая показатели импорта-экспорта черного чая по стоимости, то здесь также отмечается отрицательный тренд по импорту, но положительная динамика в экспортных поставках. Согласно данным исследования «Рынок черного чая в России: исследование и прогноз до 2023 года», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2019 году, по итогам 2018 года объем экспорта черного чая впервые превысил показатель в 84 млн. долларов. В структуре экспорта черного чая превалирующий объем приходится на чай в одноразовой упаковке, на данный продукт приходится свыше 60% экспорта.
Опять те же 2-3% спада, но самое примечательное тут то, что в отличии от нас, Экспорт у россиян всё-таки вырос и не трудно догадаться к какому соседу.
Ну а вообще в Мире, с потреблением чая всё вполне радужно, о чём говорит агропромышленный портал agroxxi.ru.;
Чайная индустрия переживает невиданный подъем. Рост потребления чая в мире обусловлен демографическим ростом, ускорением урбанизации, а также повышением доходов и уровня жизни в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся государствах
Аналитическое агентство Persistence Market Research (PMR) прогнозирует, что глобальный рынок чая вырастет на 5 процентов CAGR (показатель совокупного среднегодового темпа роста) в интервале между 2016 и 2024 годом, достигнув 21.33 миллиардов долл. США.
«Новые тенденции потребления побуждают чайную промышленность повышать прозрачность в своей деятельности, диверсифицировать линейку продукции с акцентом на добавленную стоимость и «премиализацию» при одновременном содействии экологической и социальной устойчивости», – отметил эксперт ФАО.
Новые тенденции рынка показывают, что потребители переходят от других напитков к чаю благодаря широкому спектру инновационных продуктов с добавленной стоимостью, а также потому, что чай во все большей степени воспринимается как здоровый напиток.
Молодые потребители выбирают премиальный чай
Рост потребления также обусловлен более широким использованием чайных пакетиков на развивающихся и нарождающихся рынках, где традиционно преобладают чай в виде сыпучих листьев. Потребители чая готовы тратить больше денег на чай, при этом их предпочтения сдвигаются в сторону продуктов премиального сегмента.
Молодые люди – сегодня это главная и самая быстро растущая категория потребителей. Они непрерывно ищут новые и уже пользующиеся популярностью на рынке продукты, чтобы затем сделать изысканный по вкусу и качественный чай частью своего рациона и образа жизни. Этот быстро растущий сегмент розничного потребительского рынка с помощью инновационных решений всячески угождает новым предпочтениям этой клиентуры и стремится разнообразить чайный продукт, предлагаю чаи различного географического происхождения и разнообразной вкусовой палитры.
Сегодняшний потребитель покупает чай более осознанно, чем когда-либо. В этом случае он или она принимает ответственное решение, увязывая воедино продукт и понятие «устойчивости», которая в свою очередь вбирает в себе экологические, социальные, экономические и этические аспекты потребления.
Если во всём остальном Мире потребление Чая растёт, а у нас падает, то может быть пришла пора «что то менять в консерватории»? Послушать экспертов и начать соответствовать ожиданиям Покупателя, который делает свой выбор теперь более осознанно.