В последние годы наружная реклама в Казахстане переживает не самые лучшие времена, являясь наиболее подверженной влиянию со стороны госорганов частью рекламной отрасли. Сегмент долго восстанавливался после кризиса 2015 года, перехода на малые форматы в городах республиканского значения, увеличенной ставки налогообложения и динамичного роста интернет-рекламы. В 2020 году в условиях пандемии наружная реклама считалась одной из наиболее пострадавших медиа-каналов на рекламном рынке.
Ситуацию еще более усугубило бы введение в действие с 1 января 2021 года СТ РК 1633-2015 (нацстандарта от 2015 года) или версии нового стандарта без учета мнения бизнеса, консолидированного в позиции НПП «Атамекен». Но путем длительных переговоров и активной, аргументированной позиции бизнес-сообщества и отраслевых ассоциаций, 26 декабря 2020 года на заседании был достигнут консенсус и позже утвержден СТ РК 1633 «Объекты наружной (визуальной) рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах».
«Новая версия стандарта – компромиссная, была принята в силу сжатых сроков и объективных причин. Работа над стандартом была проведена в кратчайшие сроки, новая редакция несет в себе нагрузку «не навреди». Если мы говорим о документе, в котором будут заложены основополагающие принципы отрасли, очень четкие и прозрачные правила игры, то необходим большой массив аналитических и статистических данных. Мы должны понять, куда хотим двигаться. В общем, основные принципы, заложенные в новой редакции стандарта, имеют позитивную нагрузку хотя бы потому, что не перечеркнут существующие бизнесы, какая была возможность у старой версии», — прокомментировал участник рабочей группы Роман Маглий, ОЮЛиИП «Ассоциация Рекламных Агентств ВКО»
Требования нового стандарта распространяются на вновь устанавливаемые объекты наружной рекламы, предусматривают минимально необходимые расстояния от кромки проезжей части, от пешеходных переходов, дорожных знаков, в зависимости от площади объекта наружной рекламы и скорости движения транспортных средств. СТ РК 1633 охватывает многие факторы, влияющие на стандартизацию конструкций и форматов наружной рекламы, на безопасность движения транспортных средств и пешеходов как в городах, так и на трассах, на улучшение облика населенных пунктов.
Активная позиция бизнеса при работе над стандартом продемонстрировала острую необходимость совместных действий по развитию и совершенствованию наружной рекламы во всех регионах Казахстана, так как данный сегмент рынка недооценен крупными рекламодателями и имеет огромный потенциал к росту в силу своей эффективности.