Победоносный шаг e-comerce по планете, не оставляет традиционной рознице выбора. Либо она вымрет вслед за мамонтами, либо эволюционирует во что-то большее, чем просто большой универсальный магазин. Скорое вымирание это не фигура речи, так, по опросам потребителей, 42% собираются в ближайшем будущем покупать продукты питания через Интернет
Особенно эта тенденция охватывает наше Поколение Z, по этому Торговые Сети должны и будут меняться, а мы посмотрим куда и как.
Эко активизм и ЗОЖ
Важной составляющей отношений ритейлеров с аудиторией станет забота о последней. В следующем десятилетии потребители будут больше сфокусированы на своем здоровье, поэтому для конкурентоспособности ритейлерам придется также уделять ему внимание. Цифровые продуктовые консультанты, отделения продажи рецептурных препаратов, станция анализа состава тела — часть того, что появится в розничных сетях в ближайшие годы.
Люди озабочены не только своим состоянием здоровья, но и здоровьем планеты, и этичность брендов выходит на первый план. Ритейлеры следующей декады должны будут не только сами придерживаться принципов экологичности, но и поощрять осознанное потребление. Например, у покупателей будет возможность указывать параметры принта на одежде, контролируя использование вредных для природы веществ (похожую функцию предлагает сеть H&M), или выбирать, будет ли заказ отгружен с остальными — в этом случае уменьшается углеродный след.
Актер Хоакин Феникс, получивший «Золотой глобус» за главную роль в фильме «Джокер», будет носить на все красные дорожки этого сезона награждений один и тот же черный костюм Stella McCartney. Актер и дизайнер Стелла Маккартни таким образом хотят обратить внимание на негативное влияние перепроизводства одежды на окружающую среду.
От Ассортимента к Персонализации
Поддержка разнообразия станет одной из ключевых задач рынка. Игроки рынка уже делают шаги в этом направлении: например, компания Mattel начала продавать гендерно-нейтральных кукол. Однако эксперты считают, что 2020 г. будет прорывным, пишет Stores, — со следующего года все больше компаний будут назначать директоров по вопросам разнообразия, а принципы инклюзивности станут обязательными в ритейл-бизнесе.
Прокат — это новые продажи
Потребители нового десятилетия будут стремиться к осознанному потреблению и минимизации отходов. В то же время для них будет характерно желание перемен, в том числе в гардеробе, при небольших затратах. Оптимальным решением, которое предложит ритейл-индустрия такой аудитории, станут сервисы с возможностью проката, пишет Adweek.
На фоне распространения аренды возврат станет важной составляющей в отношениях брендов и потребителей. Начиная с 2020 г. значительная часть ритейлеров начнет оптимизировать процесс возврата так же, как и доставку. И если затруднения при передаче товара обратно в магазин станут одним из факторов снижения конверсий, то удобство при возврате повысит шансы на возвращение покупателя.
Рынок частных брендов вырастет
Продажи ритейлерами собственных торговых марок начинают превышать продажи продукции FMCG-производителей. В ближайшие годы последние будут пересматривать свою бизнес-стратегию.
Главная причина, по которой ритейлеры активно предлагают потребителям собственные торговые марки, заключается в том, что так они зарабатывают в среднем на 25% больше. Следовательно, у розничных сетей будет больше свободы действий, если речь идет о ценах на собственную продукцию на конкурентном рынке. И стимулировать этот рост будут в основном миллениалы — доля частных торговых марок составляла 32% от их средней продуктовой корзины, согласно исследованию CB Insights за 2018 г.
Технологии упростят потребительский опыт
Искусственный интеллект будет играть ключевую роль для ритейла. Во-первых, технология поможет ритейлерам сэкономить порядка $340 млрд в год благодаря оптимизации цепочки поставок. Во-вторых, начиная с 2020 г. данные, полученные ИИ, будут применяться непосредственно для повышения продаж, пишет Stores.
Технология будет отвечать за безопасную сеть, в которой задействованы аналитические инструменты, поведенческие базы данных, алгоритмы и распознавание изображений. Тем не менее рынок по-прежнему будет обеспокоен сохранностью конфиденциальности, поэтому работа ИИ будет ограничена множеством правил, регулирующих тип и объем данных, — вероятно, понадобится согласие самих потребителей.
На основе ИИ действует голосовой поиск — еще один тренд новой декады. Его доля сейчас составляет около 20% от всех поисковых запросов в Google. По оценкам Gartner, в 2020 г. эта доля вырастет до 30%, а по прогнозам китайской компании Baidu — до 50%. И ритейл ближайшего будущего — тот, который предоставляет потребителям возможность точного онлайн-поиска товаров без использования экранов устройств.
Потребители больше не воспринимают онлайн- и офлайн-шопинг по отдельности, и рынку ритейла также предстоит стереть границу между онлайн- и офлайн-покупками. И в этом помогут AR- и VR-технологии: перед приобретением той или иной вещи покупатель сможет «примерить» ее на себя или посмотреть, как смотрится мебель в комнате. Как отмечается в исследовании Think Mobile, дополненная и виртуальная реальность в ближайшие годы станет основой маркетинговых платформ, а в дальнейшем руководство компаний внедрит технологии в бизнес.
Соцсети станут ритейл-платформами
Социальные сети теперь будут не только местом коммуникации пользователей, но и площадками электронной коммерции. Некоторые соцсети уже предлагают функцию покупки товаров: например, «ВКонтакте» и Instagram — около 60% аудитории последнего (или 600 млн пользователей ежемесячно) используют платформу для поиска и приобретения продукции, согласно исследованию Hootsuite.
Рост покупательской аудитории начиная со следующего года ускорится, когда соцсети начнут добавлять собственные платежные системы. Одним из первых на сегодняшний день это сделал Instagram — сейчас система работает в тестовом режиме.