GRP.kz

Управление коммуникациями в медиасреде

Катастрофа на рынке казахстанских соков и причём тут реклама.

Всё познаётся в сравнении. Ещё на прошлой неделе мы огорчались снижением объёмов производства чая в Казахстане аж на целых 10%, как вот опять плохая новость.  Только теперь уже от производителей соков. И не на каких то 10%, а на целых 45 % по итогам 9 месяцев.

При инфляции всего в 5% соки подорожали в магазинах и на базарах страны почти на 9% за год

Производство фруктовых и овощных соков в РК по итогам девяти месяцев упало сразу на 45,1%, до всего 54,3 млн литров, против 98,9 млн литров годом ранее.

Сокращение производства отмечено по всем категориям. Томатного сока выпустили на 19,6% меньше, чем годом ранее, апельсинового — на 8,5%, а изготовление яблочного сока снизилось сразу почти вдвое в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Неутешительная динамика в секторе продолжается не первый год. Так, за весь 2018 год казахстанские производители соков выпустили лишь 122,8 млн литров продукции, против 152,6 млн литров в 2017 году.

На фоне снижения отечественного производства закономерно увеличился импорт: плюс 12,5% по итогам января–августа текущего года. Теперь казахстанские компании перекрывают менее двух третей спроса, а импортёры удерживают уже 34,5% рынка, против лишь 19,8% годом ранее.

Потребление также сократилось: реализация фруктовых и овощных соков на внутреннем рынке упала сразу на 35,9% за год.

Цены на соки растут быстрее, чем дорожают безалкогольные напитки в целом.

По итогам десяти месяцев 2019 года удорожание составило уже 8,8% к январю–октябрю 2018-го, при том, что безалкогольные напитки выросли в цене всего на 7,1%, а общий уровень инфляции лишь немного превысил 5%.

Источник

Так что же происходит на рынке соков? Не ужели рост цен на 9% смог ужать рынок на целых 35%, притом так, что даже возросший импорт не смог перекрыть потери? Ведь цены растут не только на соки.

Заметим, что это падение длится уже второй год и таким же обвальным темпом. (2018/2017  спад почти 19%).

Ну если у нас убыло, то где то наверняка должно было прибыть. И такое место не трудно найти.

Объем производства соков в России в 2018 году увеличился на 1,6% — впервые с 2014 года

Из интервью президента РСПС Максима Новикова 

«…растет спрос на высокомаржинальные позиции сокового ассортимента — стопроцентные соки…

В натуральном выражении прирост экспортной продукции составил 9 млн литров, или 23,3% от всего объема роста отрасли в 2018 году. Большая часть экспорта — 94% приходится на страны ближнего зарубежья, из которых основными покупателями являются Казахстан и Белоруссия. Этот рост вполне закономерен, так как с точки зрения технологии наши компании вполне конкурентоспособны, по сравнению с мировым лидерами в производстве соков – компаниями из США и Германии. Мы ни в чем не отстаем от них: оснащение на заводах современное, используется упаковка лучших мировых образцов. При этом мы выигрываем по стоимости продукции: закупочная цена из РФ для стран СНГ ниже, чем цены на соковую продукцию из других стран. Поэтому наши соки востребованы на внешних рынках и производители активно прорабатывают варианты поставок за рубеж.»

Ну а что же наши Производители могут противопоставить россиянам?

Например увеличить вложения в Рекламу.

Источник: TNS CA, Казахстан, ТВ, 2017, Бюджеты с учетом среднерыночных скидок

Из таблицы видно, что за 10 месяцев 2019 совокупные вложения в рекламу уже выросли на 16% к целому 2018 году. Однако, как говориться «не в коня овёс» в том смысле, что сумма набранных GRP  за 2019 меньше 2018-го. и дополнительные вложения судя по всему были потрачены не грамотно. Чему свидетельствует и динамика по Лояльности и Потреблению.

В этой «чёртовой дюжине» лидеров первые места по прежнему за казахстанскими брендами, но если взглянуть на тренд, то можно предположить, что такой расклад сохранится не долго.

Российские бренды (отмеченные розовым) свои позиции по не многу укрепляют и скорее всего в отчётах будущего года, укрепят ещё сильнее.

Конечно, в текущей ситуации наверняка сыграли сразу несколько факторов, там и проблемы с сырьём и снижение покупательской способности и много чего ещё, но одно можно заметить точно.

«Реклама двигатель торговли» и если этот двигатель барахлит, то конкуренты естественным образом начнут теснить на полках, что мы и наблюдаем сегодня.

Показать больше