Продолжаем нашу серию секторальных обзоров, посвящённой «успехам» отечественных товаро-производителей. Мы уже анализировали причины катастрофического обвала на рынке соков и просадку на рынке чая, теперь очередь дошла и до рынка кондитерских изделий. Поводом же как обычно послужила наша грустная статистика. Нас опять теснят у нас полках.
Дадим слово эксперту;
«Прошлый год (2018) для кондитеров Казахстана оказался не самым легким. За счет роста доли зарубежной продукции в 2018 году произошло падение продаж отечественных кондитерских изделий. Импорт вырос на 25% и составил 57–58% рынка. Причина – дешевизна иностранной продукции и демпинг со стороны российских производителей…В целом Казахстан импортировал 170 тыс. т кондитерских изделий: 140–150 тыс. т из РФ и около 20 тыс. т из Украины, при этом украинский импорт просел на 5%...»
сообщил президент ОЮЛ «Ассоциация кондитеров Казахстана» Алихан Талгатбек.
Не лучшем образом ситуация обстояла и в 2019 году, хотя полной статистики за год ещё нет, но та что имеется, так же не внушает оптимизма. Так energyprom сообщает;
Производство шоколада, а также кондитерских изделий из шоколада и сахара, сократилось на 10,7% за год, до 60,8 тыс. тонн по итогам восьми месяцев (годом ранее — 68,1 тыс. тонн). Заметим, в целом за весь 2018 год производство в секторе составило лишь 103,9 тыс. тонн, при том, что годом ранее показатель достигал 116,9 тыс. тонн.
Одновременно с производством значительно сократился экспорт в секторе. За январь–июль 2019 года экспорт сахара и кондитерских изделий из сахара составил 26,3 тыс. тонн — на 66,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (77,9 тыс. тонн). В денежном выражении наблюдается сокращение экспорта на 52,5% за год — с 47,5 млн до 22,6 млн долл. США
Единственная категория, которая не просела- это Печенье, хотя и там рост импорта по этой категории из стран СНГ в 2019 г составил, 21 % в тоннаже и почти 9% в деньгах. ( по данным аг-ва по Статистике РК)
«Это произошло потому, что во время кризисных явлений на рынке дорогие категории, относящиеся к лакомствам, страдают. Люди могут от этого отказаться. Бисквитная категория подверглась меньшему росту цен – на 7%. Очень часто самое дешевое печенье становится едой, завтраком для детей. При этом перспектива у этого рынка гораздо лучше, чем у остальных. По данным Euromonitor International, шоколад, карамель и конфеты вырастут в объеме на 5%, а бисквиты, предположительно, на 10% за последующие пять лет»…
отмечает Константин Федорец, председатель правления компании «Рахат»
Ну что ж, обратимся тогда к этому последнему рубежу, который ещё удерживает отечественный производитель и посмотрим, как и за счёт чего, растёт Импорт и каковы у нас там шансы отстоять свою долю на полке. А что бы лучше понять и спрогнозировать ситуацию, начнём с азов, если точнее, то с изучения нашей Целевой Аудитории. В этом вопросе, нам как обычно, помогает признанный Эксперт в рекламных коммуникациях — агентство Mediainsider.
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ1-1024x576.jpg)
Отдельно стоит заметить, что Покупателем Печенья является не просто Женщина, а Семейная Женщина, та самая работающая Мама, которая покупает сладости своим детям, не имея времени испечь их самой. А как известно, всё Лучшее у нас детям, поэтому вполне логичным смотрится тут Основной Критерий Покупки.
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ2-1024x576.jpg)
И это несмотря на кризисное время, когда Цена становится главным Приоритетом при выборе. Кстати о Покупках, маркетологам хорошо известно, какую роль в продвижении играет место Продаж, а в случае Печенья, таковым преимущественно являются Супермаркеты и Большие магазины
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ3-1024x576.jpg)
Места, в которые наши Женщины ходят в как в музейные галереи, имея возможность сделать неспешный, воскресный променад вдоль полок с тележкой. Поэтому не стоит удивляться, что бОльшая часть Покупателей, не имеет явных предпочтений при такой огромной возможности выбора.
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ4-1024x576.jpg)
Другими словами, покупают ТО печенье, которое красивши выставлено или которым уже успели проесть мозг рекламой.
И вот тут, мы подходим к одной из Главных причин отечественных неудач в битве за родного Покупателя. Давайте посмотрим, кто и в каких объёмах у нас рекламирует своё Печенье в Казахстане? (обзор без учёта затрат на Интернет –продвижение)
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ5-1024x576.jpg)
Кто ни будь видит там отечественные бренды? А они есть, только в силу своих микроскопических бюджетов на рекламу, не вошли в обзор.
Ну и как следствие перемены в Знании и Потреблении Печенья среди казахстанцев
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ6-1024x576.jpg)
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ7-1024x576.jpg)
Для кого-то эти цифры могут показаться смешными, но маркетологи знают, что за каждым таким процентом стоят тонны продукции и переломить тренд, гораздо затратнее , чем его удержать. Не сколько не умоляя другие проблемы отечественных производителей (такие как, подорожание сахара или таможенные войны), давайте просто посмотри на рынок кондитерских изделий в целом
![](https://grp.kz/wp-content/uploads/2020/02/ъ8-1.jpg)
и вспомним, кто к нам приходит на ум при слове –Реклама? Может быть тот, кто имеет у нас самую высокую долю рынка в денежном эквиваленте? Если верить данным аг-ва Nielsen, специализирующейся на такого рода исследованиях.
Реклама –двигатель Торговли, любил повторять вождь мирового пролетариата, а он знал о чём говорит.